Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?

Когда ребенок отделяется от семьи и идет в детский сад, жизнь и взрослых и детей меняется. Потребуется какое-то время для того, чтобы семья приспособилась к новым жизненным обстоятельствам. Обычно время приспособления условно разделяют на три периода: острый, подострый и компенсационный.

   Самые серьезные трудности ожидают семью в острый период. Это моменты первого столкновения с неизвестным, новым. Это новая, часто неожиданная эмоциональная реакция как ребенка, так и его родителей. Поведение ребенка в это время очень тревожит родителей, потому что малыш может капризничать, плохо есть и спать, он может быть агрессивным или подавленным, много и безутешно плачущим. Часто бывает, что ребенок как бы забывает многое из того, чему он научился: хуже говорит, становится менее самостоятельным, чаще оказывается мокрой его постель. Но самое печальное - это нескончаемые простуды. Родители  в растерянности, бывает, что их эмоциональная реакция на поведение ребенка только усугубляет ситуацию. Родители часто не могут помочь своему ребенку потому, что сами нуждаются в помощи, поскольку не знают, как поступить в новой для них ситуации. Взрослые оказываются втянутыми в экспериментирование, они пробуют по-разному влиять на ребенка. Требуется время, чтобы найти нужное решение. Родителям приходится перестраивать привычный образ жизни, подстраиваться под режим работы детского сада. Для всех семей острый период адаптации индивидуален. Он может иметь разную длительность. Применительно к длительности говорят о четырех вариантах адаптации.

Легкая адаптация-семье требуется около месяца, чтобы приспособиться к новым условиям.

Адаптация средней тяжести- семья приспосабливается за два месяца.

Тяжелая адаптация- требуется три месяца.

Очень тяжелая адаптация- около полугода и более. Встает вопрос -стоит ли ребенку оставаться в детском саду, возможно, что он «несадовский» ребенок.

   После преодоления трудностей поведение ребенка нормализуется, он возвращает утерянные в острый период достижения. Это подострый период.

   Его сменяет очень приятное время и для ребенка, и для родителей - период компенсации. Темп развития малыша ускоряется. Он радует взрослых своими достижениями. В первую очередь, это возросшая самостоятельность, развитие речи, коммуникабельность. Малыш демонстрирует новые знания и умения. Ему нравится ходить в детский сад.

...Малыш переступил порог группы детского сада. И именно первые минуты пребывания ребенка в группе несут самую важную информацию о нем самом и о его родителях. Тут важны следующие моменты:

1.   Как ребенок входит в группу, он заходит сам или его подталкивают в спину, либо тянут за собой родители?

2.    Как ребенок реагирует на незнакомого человека и на новое помещение?

3.   Проявляет ли активность, стремится ли исследовать окружающий мир?

4.   Способен ли ребенок занять себя? Сумеет ли в данных обстоятельствах развернуть игровые действия?

5.   Уровень развития активной речи ребенка, частота обращения за помощью и поддержкой к родителям.

6.   Придерживается ли ребенок общих правил и норм? Как реагирует на введение ограничений, на замечания и поощрения, на изменение тона речи собеседника?

7.   Проявляет ли инициативу, предлагая игрушку взрослому или привлекая внимание взрослого к чему-либо? Обращается ли за помощью?

8.   Внешний вид малыша, эмоциональная выразительность или скупость эмоций.

Прогноз вероятной степени адаптации ребенка

1.  Легкая адаптация. Ребенок спокойно входит в группу, внимательно осматривается, прежде чем остановит свое внимание на чем-либо. Он смотрит в глаза незнакомому взрослому, когда тот к нему обращается. Ребенок вступает в контакт по своей инициативе, умеет обратиться с вопросом к другому человеку, может попросить о помощи. Умеет занять себя сам, исполнителен, способен длительное время удерживать внимание на одной игрушке, его речь хорошо развита, настроение бодрое или спокойное, пантомимика выразительна, эмоции легко распознаются. Ребенок придерживается установленных правил поведения, адекватно реагирует на замечание и  одобрение, корректируя после них свое поведение. Он умеет играть с другими детьми рядом, доброжелателен к ним. Родители доверяют своему ребенку, не контролируют его поминутно, не опекают, не указывают, что ребенку нужно делать, хорошо чувствуют его настроение, поддерживают малыша в случае необходимости. Родители уверены в себе, с доверием относятся к воспитателю, отстаивают свои взгляды, проявляют инициативу и самостоятельность.

2.  Адаптация средней тяжести.Ребенок вступает в контакт, наблюдая за привлекательными действиями воспитателя, либо через получение телесных ощущений. Напряженность первых минут постепенно спадает, ребенок может вступать в контакт по своей инициативе, может развернуть игровые действия. Речь может быть развита как в пределах возрастной нормы, так и ниже или выше нее. На замечания и поощрения реагирует адекватно, но может нарушать установленные правила и нормы поведения. Родители часто не доверяют своему ребенку, пытаются дисциплинировать малыша, делая ему различные замечания. Такие родители редко находятся в слиянии с ребенком. С воспитателем они могут быть откровенны или держаться на дистанции. Как правило, советы и рекомендации воспитателя принимают, пользоваться ложкой задают много вопросов, избегая высказывать при этом свою точку зрения.

3.  Тяжелая адаптация. Контакт с ребенком удается установить только через родителей. Малыш переходит от одной игрушки к другой, ни на чем не задерживаясь, не может развернуть игровых действий, выглядит встревоженным, замкнутым.  О развитии речи можно узнать только со слов родителей. Замечание или похвала воспитателя оставляют ребенка либо безучастным, либо он пугается и бежит за поддержкой к родителям, которые либо игнорируют потребности ребенка, либо опекают его во всем, находясь с малышом в слиянии. Чаще в такой ситуации мы видим тревожного родителя.

4.  Очень тяжелая адаптация.С ребенком за время первой встречи не удается установить контакта. Родители находятся в слиянии со своим ребенком, сомневаются в том, что он  сможет освоиться в детском саду. Часто родители авторитарны, вступают в конкуренцию с воспитателями, демонстрируют свою мнимую  сверхкомпетентность во всех вопросах.

Рекомендации  для родителей по подготовке ребенка к детскому саду.

1.   Расскажите ребенку, что такое детский сад, зачем туда ходят дети, почему вы хотите, чтобы малыш пошел в детский сад.

2.   Проходя мимо детского сада, с радостью напоминайте ребенку, как ему повезло - скоро и он сможет ходить сюда. Рассказывайте родным и знакомым в присутствии малыша о своей удаче, говорите, что гордитесь своим ребенком, ведь его приняли в детский сад.

3.   Подробно расскажите ребенку о режиме детского сада: что, как и в какой последовательности  он будет делать. Чем подробнее будет ваш рассказ и чем чаще вы будете его повторять, тем спокойнее и увереннее будет чувствовать себя ваш ребенок, когда пойдет в детский сад.

4.   Поговорите с ребенком о возможных трудностях, к кому он может обратиться и как он это сделает. Но при этом, ни в коем случае, не создавайте у ребенка иллюзий, что все его желания будут исполнены по первому требованию и так, как он хочет.

5.   Научите малыша знакомиться с другими детьми, обращаться к ним по имени, просить, а не отнимать игрушки, предлагать свои игрушки, свои услуги другим детям.

6.   Разработайте с ребенком несложную систему прощальных знаков внимания, и ему будет проще вас отпустить.

7.   Помните, что на привыкание ребенка к детскому саду может потребоваться до полугода. Рассчитывайте свои возможности, силы и планы. Лучше, если на этот период у семьи будет возможность подстроиться к особенностям адаптации своего малыша.

8.   Убедитесь в собственной уверенности, что в вашей семье детский сад необходим именно сейчас. Ребенок отлично чувствует, когда родители сомневаются в целесообразности «детсадовского» воспитания. И любые ваши колебания ребенок использует для того, чтобы воспротивиться расставанию с родителями.

9.   Ребенок привыкнет тем быстрее, чем с большим количеством детей и взрослых  сможет построить отношения. Помогите ребенку в этом.  Познакомьтесь и общайтесь с другими родителями и их детьми.

10. Совершенных людей нет. Будьте снисходительны и терпимы к другим.   Тем не менее, прояснять ситуацию, тревожащую вас в отношении ребенка, необходимо. Делайте это мягко или через других специалистов.

11. В присутствии ребенка избегайте критических замечаний в адрес детского   сада и его сотрудников. И никогда не пугайте ребенка детским садом.

12. В период адаптации эмоционально поддерживайте малыша. Теперь вы   проводите с ним намного меньше времени, чем раньше. Компенсируйте это качеством общения. Чаще обнимайте малыша, говорите ему ласковые, добрые, нежные слова, чтобы ваш ребенок почувствовал, что вы все равно рядом с ним, что он также дорог и любим вами, как и раньше.

13. Если через месяц ваш ребенок еще не привык к детскому саду, проверьте   список рекомендаций и попытайтесь выполнить те рекомендации, которые вы забыли.

14. Если вам нужна помощь, педагог-психолог детского сада ждет вас!